Педприкорм как современный метод знакомства малыша со взрослой пищей

Педприкорм как современный метод знакомства малыша со взрослой пищей

Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.

Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.

Педприкорм как современный метод знакомства малыша со взрослой пищей

  • Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
  • Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
  • Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
  • Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
  • Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
  • При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
  • Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.
  • Научной базы по введению такого прикорма не существует.
  • Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
  • При первых пробах кроха может давиться пищей.
  • Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.

О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Рассчитать собственную таблицу для традиционного прикорма вы можете, заполнив форму, расположенную ниже.

Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.

Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.

Педприкорм как современный метод знакомства малыша со взрослой пищей

Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии следующих моментов.

  • Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
  • Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
  • Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.

Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.

Педприкорм как современный метод знакомства малыша со взрослой пищей

Педагогический прикорм вводят так:

  1. мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу;
  2. кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке;
  3. когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки;
  4. как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов; так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички, для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток;
  5. малыш ест продукт или выплевывает;
  6. если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда;
  7. в течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз;
  8. далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.

Педприкорм как современный метод знакомства малыша со взрослой пищей

  • Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
  • Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
  • Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
  • Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
  • Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
  • Никогда не развлекайте детей за едой, потому что при педприкорме это не надо. Поощряя интерес карапуза к пище, которая его заинтересовала, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
  • Ребенку нужно не предлагать еду, а посадить на коленки и есть с удовольствием рядом с ним: именно так формируется правильное отношение к еде, ее ценность, тогда ребенок очень хочет, чтоб ему также досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает.
  • Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.

Педприкорм как современный метод знакомства малыша со взрослой пищей

Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды.

Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит.

К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.

Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает.

Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами.

Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

Оценить статью можно здесь

Поделитесь статьей с друзьями, если она вам понравилась

Источник: https://o-krohe.ru/prikorm/pedagogicheskij/

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: что это такое?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Меня часто спрашивают о том, как вводить прикорм. Когда я сообщаю, что предпочитаю педагогический, встречаю полное непонимание.

Далеко не все мамы знают, что такое педагогический прикорм при грудном вскармливании. В этой статье я постараюсь объяснить, в чем особенность такого питания, почему я предпочитаю именно его, и как это проходит лично у нас.

Педприкорм как современный метод знакомства малыша со взрослой пищей

Виды прикорма

Итак, специалисты выделяют два принципиально разных способа перехода на твердую пищу: педагогический прикорм и педиатрический.

О педиатрическом вы уже все знаете. С 6 месяцев малышу начинают давать определенное пюре. Сначала — чайную ложку. Через неделю — две чайной ложки. Потом — четыре. Затем вводят новый продукт — тоже с чайной ложки. И так далее.

Схемы такого питания могут немного отличаться. Кто-то рекомендует начинать с яблочного пюре, кто-то — с кабачка, кто-то с каш, а кто-то — с кефира. Именно об этом спорят мамы грудничков. Но суть остается одна и та же: постепенно увеличивается порция какого-то одного продукта.

Альтернативный вариант прикорма — педагогический. Здесь малышу ничего специального не дают. И вообще не делают пюре. Дают лишь попробовать одну крошку еды из своей тарелки. И то, только если карапуз этого настойчиво требует.

 Педприкорм как современный метод знакомства малыша со взрослой пищей

Принципы педагогического прикорма

На чем основан этот метод знакомства грудничка с едой?

  1. Специалисты, изучающие грудное вскармливание, считают, что грудное молоко обеспечивает ребенка всеми необходимыми веществами примерно до 9-12 месяцев (в некоторых исследованиях я встречала цифру — до 1,5 лет). То есть, мы не должны пытаться накормить малыша, должны лишь начать его знакомить с едой.
  2. Нельзя заставлять малыша есть ни при каких условиях. Прикорм дают лишь при наличии ярковыраженного пищевого интереса.
  3. Не надо делать пюре. Кроха прекрасно может жевать беззубыми деснами. Разумеется, речь идет о мягких кусочках пищи.
  4. Если давать малышу кушать совсем чуть-чуть, это не вызовет никаких негативных реакций в организме. Поэтому не надо вводить один продукт неделями. Но надо заботиться, чтоб на вашей тарелке было здоровое питание — ничего жареного и никаких сомнительных соусов.

Педприкорм как современный метод знакомства малыша со взрослой пищей

Доводы противников

Если вы расскажете об этом методе бабушкам (или другим мамам на детской площадке) — они придут в ужас. Когда моя старшая дочь была маленькой, я слышала примерно следующее:

  • если после полугода не впихивать в ребенка еду, будет нехватка железа, и разовьется анемия!
  • если не приучишь малыша нормально есть в 6-7 месяцев, потом вообще не получится! Привыкнет к груди и будет сосать грудь до пенсии!
  • ребенок похудеет;
  • даже если твоя еда не жареная, она соленая, и вообще не подходящая грудничку!
  • без зубов невозможно жевать! Это издевательство! Малыш подавится!
  • пищевой интерес сам никогда не проявится! Малышу надо узнать, что такое еда!

Сейчас мне смешно это слышать, но тогда я всерьез беспокоилась: а вдруг я никогда не смогу приучить дочку к твердой пище? Но в свои 6, 7, 8, 9 и 10 месяцев ребенок явно не хотел есть кабачковое пюре (как и другие виды пищи). А включать ради еды мультики или использовать другие ухищрения — это дикость.

Главное в педагогическом прикорме — доверие к организму ребенка. Если у вас этого нет — лучше и не пытаться. Важно ориентироваться именно на желание малыша кушать. Если такое желание появилось в полгода — прекрасно! Значит, карапуз и правда в этом нуждается! А если кроха равнодушен к овощам — ничего страшного. Значит, ему хватает грудного молока.

Поймите, в этом возрасте уровень гемоглобина мало связан с питанием. Если организм ребенка не готов — железо все равно не будет усваиваться из «взрослых» продуктов. Уж сколько раз я слышала про анемию у малышей, кушающих прикорм по расписанию!

Лучше заботьтесь о своем питании. Это не гарантирует высокий гемоглобин у ребенка, но его вам ничего не будет гарантировать! К слову, у моих детей никаких проблем со здоровьем не было.

Пищевой интерес обязательно появится. В свое время. А попытки насильно накормить малыша приводят к прямо противоположному — отвращению карапуза к твердой пище. И потом в 2-3 года родители удивляются: почему каждый обед и ужин требует столько нервов и сопровождается сплошными капризами?

Педприкорм как современный метод знакомства малыша со взрослой пищей

Наш опыт

Как это выглядит на практике?

Моя дочка хорошо приняла прикорм в 6 месяцев. Примерно неделю она послушно ела кабачковое пюре. Но затем вдруг стала зажимать рот. Подробнее об этом можете прочитать в статье «Ребенок не ест прикорм». С 9-10 месяцев я смирилась с данной ситуацией, стала давать ей просто играть с кусочками вареных овощей. И к году дочка резко начала кушать. Все и в больших количествах.

Читайте также:  Рыбий жир при грудном вскармливании полезен для матери и малыша, но не всегда

У сына все проходило более плавно. Я изначально не пихала ему в рот еду. С 6-7 месяцев давала иногда маленький кусочек какого-то овоща или фрукта. Если видела, что он пришел в восторг — давала еще. Но восторг начал появляться лишь месяцев в 9.

С этого времени карапуз стал стабильно съедать около 6-10 маленьких кусочков груши на завтрак. И столько же овощей на обед и ужин. По объему это вышло бы в 1-2 чайных ложки пюре в каждый прием пищи. Каши также давала по чуть-чуть.

В 11 месяцев порция значительно увеличилась. И здесь я сделала небольшое отступление от классической схемы педагогического прикорма. Стала отдельно варить малышу каши. Просто заметила по ребенку, что каши он ест с самым большим аппетитом, и они лучше всего усваиваются.

На завтрак у нас также остаются фрукты. А на обед и ужин — немного еды из моей тарелки плюс каша. Гречневая, пшенная или овсяная. Варить их не сложно. Я без труда варю раз в 1-2 дня какую-то кашу на воде, и карапуз активно ее ест, однообразие его еще не смущает. Старшая дочка часто тоже начинает налегать на кашу, вдохновляясь примером брата.

Но по-прежнему я ориентируюсь исключительно на аппетит ребенка. Съел две ложки каши — хорошо. Съел восемь — тоже хорошо. Как только малыш перестает набрасываться на еду — прекращаем кормежку. А кашу не выбрасываю: он доест ее через 3-4 часа.

Мое главное правило: перестаем кормить не тогда, когда ребенок категорично закрывает рот и отворачивается. А тогда, когда рот открывается, но уже без большой охоты. И завершение обеда не вызывает никаких отрицательных эмоций.

К слову, оба моих малыша в год весили 10кг. Нормой считается вес от 8,5 до 12кг.

Педприкорм как современный метод знакомства малыша со взрослой пищей

Почему не пюре?

На самом деле, не так важно, кормить грудничка пюре или мягкими кусочками. Главное — не кормить без аппетита. Остальное — мелочи.

Но кусочки имеют несколько преимуществ:

  • они проще выводятся из организма. А большая часть прикорма у малышей именно выводится;
  • они сразу учат ребенка жевать. Поверьте, в год ваш ребенок, неприученный к кусочкам, будет также давиться. Так почему бы не учить жевать с полугода? Это совершенно реально;
  • не нужно лишний раз доставать блендер.

Я знаю, о чем говорю, потому что старшей дочери до года давала пюре и специальные «детские» каши. Сын никогда не пробовал ничего подобного.

Более того, теперь я уверена, что «детские» каши — это просто бизнес. Пользы в них явно меньше, их натуральность вызывает у меня сомнения. И в «12 добавленных витаминах» я не вижу ничего хорошего: это свидетельствует лишь о лишней «химии» в каше.

При этом уже в 7-8 месяцев мой сын прекрасно ел обычную гречку, овсянку, пшенку… Если переживаете — можно сварить каши более жидкими. Но зачем покупать перемолотые крупы? Малыш может очень быстро научиться жевать каши, это ведь не сухари и не орехи…

Кому подходит педагогический прикорм?

Конечно, такой метод знакомства с пищей подходит не всем. Для этого нужно:

  1. Чтоб ребенок находился на грудном вскармливании.
  2. Чтоб вы питались здоровой пищей, а не котлетами с жареной картошкой в кетчупе. Соль не так уж опасна, а вот острого лучше избегать.
  3. Чтоб вы спокойно относились к тому, что карапуз может вообще ничего не есть до года.
  4. Чтоб вы брали на себя решение о том, как и чем кормить ребенка. Не боясь бабушек, педиатров старой закалки и подруг. Сами изучайте информацию и принимайте решение.

Кроме того, на мой взгляд, этот метод идеален для детей, которые долго не желают есть ничего, кроме грудного молока. Если бы мои дети в 5-6 месяцев набрасывались на еду и кушали ее тоннами, возможно, я бы предпочла общепринятый подход к прикорму.

Надеюсь, мне удалось подробно рассказать о педагогическом прикорме. Остались вопросы? Задавайте! И поделитесь этой статьей в социальных сетях. До встречи!

Источник: http://pozdnyakova.org/pedagogicheskij-prikorm-pri-grudnom-vskarmlivanii/

Как мы вводили педагогический прикорм, и что у нас из этого вышло

13.07.2016

Педприкорм как современный метод знакомства малыша со взрослой пищей

katiniИсточник: ru.depositphotos.com

Когда моя дочь была еще полностью на грудном вскармливании и до прикорма было далеко, я случайно узнала о педприкорме. Заинтересовавшись, я стала изучать вопрос и отзывы других мам и поняла, что хочу попробовать ввести первый прикорм ребенка именно по схеме педприкорма.

Меня привлекала его естественность: не нужно было готовить еду специально для ребенка, никаких баночек и перемалывания пищи блендером. А еще, судя по отзывам, педагогический прикорм помогал ребенку есть с удовольствием и аппетитом, без заталкивания еды под мультики «за маму» и «за папу».

Пищевой интерес и введение педприкорма

Первым признаком готовности ребенка к введению прикорма должен стать проявленный пищевой интерес. Я заметила за дочкой этот интерес в пять с половиной месяцев, когда она стала увлеченно наблюдать за тем, как едят взрослые. Дочь провожала ложку взглядом от тарелки до рта, жадно наблюдала, как мы пьем из чашки. Тогда я решила попытаться дать ей первую пробу прикорма.

Изучив вопрос, как правильно прикармливать малыша по схеме педприкорма, я заготовила отдельную легкую удобную ложечку для дочери. Взяла ее на колени, мы сели за стол.

Я обмакнула дочкину ложечку в еду так, чтобы на ней осталась всего микродоза пищи размером с рисовое зернышко.

За один раз можно дать всего три микродозы еды, поскольку правила педприкорма подразумевают только знакомство ребенка с пищей, нет цели его накормить (энергию ребенок получает от грудного молока).

Набрав на ложечку немного еды, я вложила ее в руку дочки. В первый раз мне нужно было помочь дочери сориентироваться, что делать с ложкой, поэтому я легонько подтолкнула ее ручку с ложкой к ротику.

Дочь быстро поняла, что к чему, — и вторую, и последующие микродозы пищи на ложке уже с удовольствием несла в рот самостоятельно.

Она с аппетитом облизывала ложечку, а когда ложка становилась пустой, просила еще.

Тогда я своими глазами увидела, что педагогический прикорм действительно работает! Его введение проходит непринужденно и легко. А главное, ребенку тоже нравится! Поэтому с того дня мы продолжили знакомить дочь с едой по педприкорму.

Я брала ее за стол всякий раз, когда сама садилась есть. Давала ей по три микродозы каждого вида еды из своей тарелки, вводя не более одного нового продукта в день.

Дочь всегда с радостью шла за стол и просилась на колени, если я ее сразу не взяла.

Энергетическая стадия прикорма

Так я прикармливала дочку микродозами месяцев до восьми. Потом я стала замечать, что ребенок хочет больше еды — просит больше и чаще.

Так я стала набирать на дочкину ложечку уже не микродозы, а немного больше еды, примерно треть чайной ложечки за раз. Наш прикорм перешел из стадии ознакомительной в энергетическую.

Когда ребенок уже не просто пробует, а кушает с целью наесться. Хотя мы сохранили и грудное вскармливание.

Дочка продолжала сидеть за столом у меня на коленях. Я набирала еду в детскую ложку из своей тарелки и давала в руки дочке. А она ела, причем с удовольствием. К девяти месяцам у дочери появилось свое место за взрослым столом и отдельная тарелочка.

Хотя набирать еду в ложку, чтобы есть самостоятельно, у нее еще не получалось. Поэтому я набирала пищу в детскую ложку сама, а уже потом давала дочери.

Примерно с 11 месяцев дочь начала активно есть самостоятельно, хотя далеко не вся еда попадала в ротик, поэтому я докармливала ее ложкой сама.

Чем старше становилась дочь, тем лучше у нее получалось управляться ложечкой. И сейчас, когда ей год и 10 месяцев, она хорошо и чистоплотно ест сама за взрослым столом вместе с нами. Дочка всегда ест с аппетитом, ее не приходится упрашивать. Хотя, если она говорит, что не голодная, я никогда не настаиваю и не пытаюсь накормить ее против воли.

За все время с самого начала введения педприкорма я ни разу не готовила специально для дочки, не перетирала еду ни в блендере, ни вилкой.

Мы продолжили готовить те блюда, которые привычно ели и до появления ребенка, используя совершенно разные продукты и методы приготовления. Ребенок учился есть кусочками с самого начала, и дочь очень быстро перестала давиться едой.

У нее ни разу не проявлялась аллергия или другая негативная реакция на продукты. Она хорошо растет и прибавляет в весе, при этом не становясь полной.

Вводить ли педприкорм? Однозначно — да!

Наш опыт введения педприкорма показал, что это действительно отличный метод знакомства малыша со взрослой пищей. Он легок в освоении, не доставляет хлопот маме и очень нравится ребенку.

В перспективе, когда ребенок взрослеет, педприкорм также показывает одни только плюсы: нет проблем с кормлением ребенка, он с удовольствием ест сам.

Словом, если я когда-нибудь опять стану мамой, я снова сделаю свой выбор в пользу педагогического прикорма.

Педприкорм как современный метод знакомства малыша со взрослой пищей

Слинг и здоровье мамы (влияние на гормоны) Как пережить взросление ребенка?

Источник: http://citymoms.ru/3254-2/

Вводить или нет педагогический прикорм (7 правил)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога. Каждая мама хочет для своего малыша только лучшего. Когда ребёнок подрастает, и наступает пора знакомить его с взрослой пищей, многие мамы задаются вопросом: так ли безопасен педагогический прикорм, и в чём его преимущество?

Основные виды прикорма

Существует два основных метода, по которым ребёнку предлагают ознакомиться с новыми продуктами и формируют его интерес к взрослой пище – педагогический и педиатрический прикорм.

  1. Педагогический прикорм представляет собой процесс поглощения ребёнком блюд, в микродозах, с одного стола с мамой и другими членами семьи. При этом нет необходимости готовить отдельное меню для малыша, он кушает то, что и взрослые.
  2. Педиатрический прикорм – это общепринятый метод прикорма, рекомендованный педиатрами. Ребёнку предлагается новая пища, на первых порах – однокомпонентная, в виде каш или пюре. Этот вид прикорма подразумевает специальное меню для ребёнка, исключающее аллергенные продукты и «взрослую» пищу.

Оба вида прикорма вводятся параллельно грудному вскармливанию и не заменяют, а дополняют его. Педиатрический прикорм является традиционным методом знакомства ребёнка с новыми продуктами и основывается на безопасности и комфортном усвоении пищи для малыша.

Если говорить о педиатрическом прикорме, то он имеет как своих сторонников, так и противников. Доктор Комаровский, известный детский педиатр, считает, что данный метод прикорма является следствием многолетней работы сторонников грудного вскармливания по первому требованию.

Преимущества и недостатки

Следует отметить, что педагогический прикорм имеет как свои плюсы, так и минусы. Среди преимуществ можно выделить:

  • ребёнок знакомится с пищей только после того, как у него сформируется пищевой интерес;
  • нет необходимости заставлять малыша съедать определённое количество пищи за одно кормление;
  • малыш может сам выбрать блюдо, которое хочет попробовать, опираясь на свои вкусовые предпочтения;
  • ребёнок учится самостоятельно пользоваться столовыми приборами и знакомиться с основами культурного поведения за столом;
  • малыш учится жевать твёрдую пищу;
  • у ребёнка формируется стойкий пищевой интерес и в будущем не наблюдается проблем с аппетитом;
  • нет необходимости готовить отдельные блюда для ребёнка.
Читайте также:  Запор у новорожденного проявляется несколько иначе, чем у взрослого человека

Помимо положительной стороны, этот вид прикорма имеет и свои недостатки:

  • такой прикорм не имеет под собой научного обоснования и не рекомендуется педиатрами;
  • при нарушении правил прикорма или невнимательном отношении к действиям ребёнка за столом, со стороны взрослых, малыш может подавиться большим кусочком пищи;
  • при проявлении аллергической реакции нет возможности отследить продукт, выступивший в качестве аллергена;
  • обязательное условие этой методики прикорма – переход всей семьи на полезную пищу. Исключаются из употребления жирные, острые блюда, а также полуфабрикаты.

Когда вводить прикорм

Современные педиатры не рекомендуют мамам вводить прикорм раньше, чем ребёнку исполнится 6 месяцев. К полугоду пищеварительный тракт малыша уже достаточно сформирован и готов к знакомству с пищевым разнообразием. И, если педиатрический приём можно уже начинать, то у педагогического есть несколько моментов, которые могут отодвинуть время начала прикорма.

Педприкорм как современный метод знакомства малыша со взрослой пищей

Существуют критерии, по которым определяется готовность ребёнка к началу педагогического прикорма:

  • педприкорм следует начинать не раньше, чем у ребёнка сформируется пищевой интерес. Обычно он уже развит к 6 месяцам, но бывает, что малыш ещё не проявляет правильного интереса к предлагаемым блюдам.
  • ребёнок умеет уверенно сидеть;
  • вес малыша увеличился в два раза по отношению к весу при рождении;
  • выталкивающий рефлекс угасает.

Самым основным критерием, для ввода прикорма, является пищевой интерес. Его можно отличить от обычного любопытства, если посмотреть на поведение ребёнка. Малыш должен тянуться к пище, которую едят взрослые, и не пытаться с ней играть или выкидывать, а положить себе в рот.

При этом малыш не обращает внимания на столовые приборы, салфетки, лежащие на столе. Его внимание должно быть сконцентрировано на взрослых, принимающих пищу и попытках повторить их действия. Если ребёнку не интересен процесс приёма пищи, прикорм рекомендуется отсрочить на некоторое время.

Также не рекомендуется начинать прикорм, если мама или ребёнок болеют, или у ребёнка активно режутся зубки.

Техника педагогического прикорма

Знакомство ребёнка со всем разнообразием продуктов, в среднем, занимает один год. Блюда, которые малыш пробует за общим столом, могут быть разной консистенции. Родители должны внимательно следить за ребёнком, поощряя его желание к приёму пищи, но не настаивая.

Нельзя пытаться накормить малыша с ложечки, лучше дать ему столовый предмет в руку и, на своём примере, продемонстрировать как им пользоваться.

Существует определённая последовательность действий, на которых базируется педагогический прикорм при грудном вскармливании. Таблица правил введения продуктов, как при педиатрическом прикорме, отсутствует.

Ребёнка кормят тем же, что едят все взрослые члены семьи.

Последовательность действий следующая:

  1. Для приёма пищи в семье должно быть определённое место и обеденный стол. Все попытки приучить ребёнка кушать за столом будут тщетны, если кто-то из членов семьи позволяет себе принять пищу перед телевизором или за компьютерным столом.
  2. Мама сообщает ребёнку, что вся семья собирается кушать. Насильно усаживать ребёнка за стол не надо, но, если он проявил желание присоединиться к трапезе, мама берет его к себе на колени за общий стол.
  3. Если ребёнок, вместо приёма пищи, решит поиграть с пищей или столовыми приборами, его не ругают, а спокойно уносят в комнату.
  4. Если ребёнок хочет попробовать какое-то блюдо, то мама даёт малышу микродозу, равную одной щепотке. При отсутствии негативной реакции на новый продукт, спустя пять дней порцию увеличивают до одной чайной ложечки.
  5. За один приём пищи малыш может попробовать до трёх блюд.
  6. В начале прикорма мама может приглашать ребёнка за стол один раз в день, например, на завтрак. Постепенно число совместных приёмов пищи увеличивается до 5-6 раз в день.
  7. Ребёнок кушает с мамой из одной тарелки. Попытки покушать из тарелок других членов семьи пресекаются.

Разнообразие блюд

Еду малыш кушает микродозами. Если после того, как малыш съел положенную норму блюда, но просит ещё – переключите его внимание на другой продукт.

Супы предлагаем малышу двумя способами:

  • обмакиваем ложку в бульон и даём ребёнку облизать столовый прибор;
  • даём столовый прибор малышу в руки и помогаем зачерпнуть и донести до рта содержимое тарелки.

Вторые блюда – каши, пюре, макароны – разрешаем ребёнку самостоятельно захватить и донести до рта.

Чай, компот или сок учим пить из кружки. Для этого наливаем в прибор столовую ложку жидкости и даём малышу выпить. Пусть он самостоятельно опрокинет содержимое в ротик.

Педприкорм как современный метод знакомства малыша со взрослой пищей

Фрукты, хлеб, бублики – ребёнок должен употреблять под строгим контролем мамы. Есть вероятность попадания кусочков твёрдой пищи в дыхательные пути.

Если ребёнок хочет выйти из-за стола, не нужно ему препятствовать. Нельзя допускать, чтобы малыш уходил из кухни с печеньем или другой едой. Так в его сознании укрепится мысль, что приём пищи и кухня – неразделимы.

Аллергия

Правила педагогического прикорма таковы, что при появлении симптомов аллергии, его не прекращают. Эта методика позволяет познакомить детей, склонных к аллергии, с продуктами – провокаторами.

Если у малыша аллергия, например, на гречку – дайте ему одно зёрнышко крупы. Если у малыша непереносимость груш – сварите компот, в пропорции: 1 груша на 3 литра воды.

Такой способ знакомства с аллергенными продуктами актуален, так как: доза аллергена является минимальной, и не может вызвать серьёзных последствий, но её вполне достаточно, чтобы помочь организму адаптироваться к «неудобным» продуктам.

Если у малыша, после введения педагогического прикорма, проявились симптомы сильной аллергической реакции, из рациона семьи изымаются все возможные аллергенные продукты. При дальнейшем прогрессировании симптомов, маме придётся отменить педагогический прикорм. Отзывы опытных мам подтверждают, что такое развитие ситуации редко, но имеет место быть.

Следует учитывать, что запрещено использовать педагогический прикорм, при искусственном вскармливании малыша. В молоке мамы, при кормлении грудью, содержатся ферменты, помогающие пищеварительной системе ребёнка расщеплять и усваивать новые продукты. При искусственном вскармливании ребёнка лучше начинать прикармливать по педиатрической методике.

Выводы

Педагогический прикорм призван познакомить малыша с культурой приёма пищи и разнообразием блюд, которые он будет кушать на протяжении всей жизни. Следуйте правилам и технике прикорма, и ваш малыш в будущем не будет сталкиваться с проблемой отсутствия аппетита и непринятия отдельных продуктов.

  • Откажитесь от этой методики, если ребёнок находится на искусственном вскармливании, или при введении прикорма у него прогрессирует развитие аллергической реакции, без тенденции к улучшению.
  • Уважаемые читатели нашего блога, делитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях и оставляйте свои комментарии по поводу своего отношения к педагогическому прикорму малыша.

Источник: https://its-kids.ru/pravilnyj-pedagogicheskij-prikorm.html

Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

Первые шесть месяцев жизни младенец получает только материнское молоко, которое идеально отвечает всем потребностям растущего организма. Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует вводить прикорм по достижении ребенком шестимесячного возраста.

Пищеварительная система малыша не готова для более раннего прикорма. Именно в шесть месяцев в желудочно-кишечном тракте ребенка созревают ферменты, необходимые для расщепления и переваривания пищи, которая отличается от основного, первоначального питания.

Еще несколько лет назад была единая система прикорма под названием «педиатрический прикорм». Суть его сводится к готовке или покупке блюд специально для ребенка (овощные пюре, творожки) и кормление ребенка по режиму. Приемы пищи заменяют прикладывания к груди, поэтому педиатрический прикорм часто приводит к завершению грудного вскармливания.

Чтобы сохранить кормление грудью подольше, при этом не лишать ребенка возможности познакомиться со взрослой едой, и существует педагогический прикорм. Вариант такого прикорма подходит только для детишек, находящихся на грудном вскармливании.

Суть педагогического прикорма в том, что малыша не кормят взрослой пищей, а знакомят с ней, предлагая микродозы той пищи, которую едят родители за общим столом. Преимущество такого вида прикорма состоит в том, что мама, кормящая ребенка грудью, вместе со своим молоком передает ферменты, помогающие малышу переварить взрослую еду.

Поэтому аллергические реакции при педприкорме гораздо реже встречаются, чем при обычном.

Почему именно педприкорм и как он выглядит?

Первые небольшие порции взрослой пищи постепенно, год за годом, превращаются в основное питание детей. Задача родителей на этапе прикормов познакомить малышей с разнообразной взрослой пищей, передать основы пищевого воспитания и, самое главное, научить жевать.

При педиатрическом прикорме преимущественно готовят пюре, то есть мягкое блюдо, которое жевать не требуется. Дети глотают, не разжевывая. Поэтому, уже имея зубы, ребенок подчас не умеет ими пользоваться, потому что он никогда раньше не жевал.

Педагогический же прикорм учит малышей жевать еще до появления зубов.

Обычно начинать знакомство со взрослой пищей лучше, держа малыша на коленях. Чтобы избежать беспорядка, который малыш может устроить в маминой тарелке, необходимо расположить ее на таком расстоянии от ребнка, чтобы он мог едва до неё дотянуться. Мама может давать кусочки еды малышу сама или разрешать ему самостоятельно зачерпывать еду ложечкой из своей тарелки.

Когда малыш подрастет, можно его садить на свой стульчик рядом с мамой, выделив ему собственные тарелочку и ложечку. В этом случае, мама отщипывает микродозы от своих блюд и кладет их на тарелку ребенка. Малыш пытается поймать кусочки ложечкой или берет их руками.

Основные правила педагогического прикорма

Чтобы введение педагогического прикорма проходило успешно, необходимо следовать нескольким правилам:

  • Брать с собой ребенка за обеденный стол. Когда ребенок видит, что его родители едят что-то интересное, ему непременно захочется попробовать. Таким образом «просыпается» пищевой интерес у малыша. К тому же, такой совместный прием пищи служит для ребенка отличным примером использования столовых приборов.
  • Не ставить целью накормить. Нужно помнить, что при педагогическом прикорме малыш знакомится с содержимым тарелок своих родителей исключительно по своей воле, и только лишь с познавательной целью. Еду ребенок как бы выпрашивает, а мама является своего рода «конкурентом» в процессе приема пищи
  • Не торопиться. Чтобы проследить за реакцией ребенка на тот или иной продукт и чтобы не пропустить аллергию, нельзя предлагать слишком много новых продуктов в один день.
  • Бдить. Поскольку малыш еще не научился хорошо жевать и проглатывать пищу, существует вероятность, что он подавится. Чтобы избежать этого, нужно внимательно следить за жующим ребенком. Если микродоза получилась слишком большой для малыша, и он не может с ней справиться, мать вынимает пищу из его рта пальцем. В целом, очень важно следить за размером микродозы – она не должна превышать объем трёх рисовых зёрнышек или одной горошины.
  • Не разрешать баловаться и играть с едой. Педприкорм – это еще и обучение культуре за столом и уважительному отношению к пище. Если вы заметили, что во время трапезы малыш стал отвлекаться и баловаться с едой (плеваться, бросать на пол и т. д), ребенок незамедлительно снимается с колен мамы и отправляется на пол. Можно дать ему в руку кусок яблока или сухарик. Мама в это время спокойно продолжает кушать. К тому же, еда никогда не должна выбрасываться на глазах у ребенка. То, что малыш не доел, мама демонстративно доедает сама. Ребенок быстро поймет важность процесса приема пищи и научиться с почтением относиться к еде.
  • Важность перекусов. Ребенок может смело «кусочничать» в перерывах между приемами пищи. Это может быть любой твердый фрукт (кусок должен быть достаточно большим, чтобы ребенок не смог целиком его засунуть в рот), сушки, сухари, хлебцы, печенье и так далее. Таким образом ребенок учиться жевать. К тому же не следует забывать, что грудное молоко остается основной пищей для ребенка.
  • Постепенно увеличивать дозы. По мере взросления малыша общий объем взрослой пищи, принятой за один прием, доходит до двух столовых ложек. Такой объем педагогического прикорма малыш получает, когда ему исполняется один год.
Читайте также:  Как ухаживать за грудью во время кормления новорожденного ребенка

Плюсы и минусы педприкорма

По сравнению с традиционным, то есть педиатрическим, прикормом, у педагогического есть преимущества и недостатки.

Плюсы

  • Облегчается готовка. Поскольку «с младых ногтей» младенец питается с общего стола, готовить для ребенка отдельно нет необходимости. Это экономит время родителей.
  • Сохранение грудного вскармливания. Поскольку питание при педприкорме является ознакомительным, основная еда для ребенка – грудное материнское молоко, на которое педагогический прикорм не посягает, лишь дополняя его.
  • Стимуляция пищевого интереса. Как знакома нам картина капризного ребенка, восседающего на стульчике для кормления! Как ни вьются вокруг него родители, малыш не желает открывать ротик, чтобы туда «влетел самолетик». Как правило, эта сцена иллюстрирует традиционную схему прикорма. При педагогическом прикорме родители не заставляют малыша есть, а лишь удовлетворяют его природную любознательность, предлагая ему кусочки своей еды.
  • При педагогическом прикорме легче происходит адаптация пищеварительной системы малыша к взрослой пище, поскольку еще в раннем возрасте он получает микродозы именно взрослых блюд.

Минусы

При педагогическом прикорме на маму ложится большая ответственность, чтобы выбрать кулинарные рецепты, которые бы подходили для совместного с ребенком употребления.

Ради ребенка придется отказаться от вредной для малыша пищи, например, от жареного мяса, грибов, копченой рыбы. Ведь любопытный малыш непременно схватит любой кусок с материнской тарелки, но не каждый кусок полезен и допустим для малыша.

Однако, это можно считать и плюсом, так как, благодаря педприкорму, вся семья может постепенно перейти на здоровое питание.

Итак, каждая мама вправе выбирать свою схему прикорма, которая удобна ей и её малышу. Педприкорм — отличная возможность не только познакомить малыша с разнообразной пищей, но и научить его быть полноценным участником семейной трапезы, когда каждый кушает из своей тарелки и получает от процесса только удовольствие и положительные эмоции.

Материал подготовили Ольга Таратон, Инна Тарасюк

Источник: https://active-mama.com/nash-pedprikorm.html

Педагогический прикорм

Нашему малышу скоро 6 месяцев. Он находится полностью на грудном вскармливании, по требованию (разумному — не по первому писку, а с интервалом — как Вы и пишите в Вашей книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»).

В интернете сейчас много информации по, так называемому, педагогическому прикорму (о нем же читала у супругов Никитиных).

Я пытаюсь выбрать — как же начинать кормить дите — по тому, как описываете Вы в Вашей книге (но, это принципы, максимально подходящие большинству, а большинство про пед. прикорм, может, не слышало..).

Напишите, если Вас не затруднит, действительно ли имеет смысл вводить потихонечку пед. прикорм, заменяя кормления грудью на взрослую пищу, начиная с 8-11 мес и к 1,5 годам переходить сразу на взрослую пищу(учитывая, что наша семья старается питаться в основном здоровой пищей).

Вот, собственно, что я начиталась про пед.прикорм:

«Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье.

Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом.

В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать.

Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом.

Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

• Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).

• За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.

• Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.

• Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.

Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

И вот мама кушает дальше. Теперь она взяла сочное яблоко и откусила его, а малыша привлек аппетитный хруст и яркий цвет фрукта — он тянется к нему.

Предложите ему микродозу для пробы, если ему понравилось и он тянется еще — хорошо, дайте еще пару раз, а потом уберите яблоко, чтобы малыш не переел. Крохе надо совсем немного для первого раза.

Малыш только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, он не стремится наедаться даже самым вкусным по его мнению продуктом.

Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки.

Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов.

После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию.

К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик.

Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!

Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.

Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед.

Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать.

Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».

После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта.

Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно.

Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.

Как кушаем после года

После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.»

Спасибо большое, Евгений Олегович, если у вас достало терпения дочитать до конца 🙂
Извините, если я повторяюсь с вопросом, но на сайте искала ответ — не нашла.. Только вопрос какой-то был про прикорм, но там фанатичный кто-то писал и не совсем про пед. прикорм, а про продолжительное грудное вскармливание..

Источник: http://faq.komarovskiy.net/pedagogicheskij-prikorm.html

Ссылка на основную публикацию